afisha-msk.ru
 


Программа курсов ораторского мастерства

 

Тема № 1. Проверка уровня ораторского искусства учащегося и корректировка тематики занятий для учащегося Особенности современной методики преподавания ораторского искусства. Упор на практические упражнения. Полезные советы. Выполнение домашних заданий и показ результатов. Начальная видео презентация учащегося (краткий рассказ о себе, положительные качества, хобби, цель прихода на курсы, ожидаемый результат). Анализ выступления учащегося: положительные стороны, отрицательные стороны (от чего следует избавиться), акцентирование над чем надо поработать. Составление индивидуального плана действий для учащегося. Советы для эффективного обучения. Упражнения, направленные на умение анализировать и строить перспективы. 

Тема № 2. Сущность, история и современное значение ораторского искусства. Что такое ораторское искусство, риторика, красноречие. История ораторского искусства. Портрет оратора.Основные элементы ораторского выступления: оратор-речь-аудитория. Примеры известных ораторов 20-21 веков. Упражнения по закреплению полученных знаний. 

Тема № 3. Правильная осанка – основа внешнего восприятия оратора. Механизм осанки. Неправильная осанка оратора – признак неуверенности или самоуверенности оратора. Правильная (королевская) осанка – признак уверенного оратора. Упражнения на выработку правильной осанки.

Тема № 4. Правильное дыхание – необходимое условие для успешного выступления. Механизм дыхания. Грудное и брюшное дыхание. Полезность дыхания «животом». Упражнения по выработке дыхания «животом». 

Тема № 5. Внешняя сторона оратора (позы, движения, жесты, мимика) Позы-паразиты: футболист, охранник, парикмахер, массажист, швея, философ, скрещенные руки, магнитные карманы, боксер, качели, шофер, танцор. Полезные позы: солдатик, базовая, кувшин. Базовое положение рук. Требования к жестам: симметрия, широта, законченность, открытость. Конгруэнтность – соответствие мимики, жестов, слов. Передвижение оратора. Полезность передвижений. Приближение к «вредным слушателям». Маркировка пространства. Обозначение перехода от одной части к другой части выступления. Основные правила передвижений: 20-80%, лицом к аудитории, разнообразие, фиксация. Движения в паузах. Красивый шаг. Упражнения по развитию внешней стороны оратора. 

Тема № 6. Паузы в речи Паузы в выступлении. Смысловые паузы. Паузы-паразиты. Паузы для привлечения внимания. Информативные паузы. Паузы для усвоения информации. Паузы – переходы. Начальные паузы. Завершающие паузы. Упражнения по использованию пауз.

Тема № 7 Улучшение произношения звуков и слов Азбука. Звуки. Слоги. Слова. Предложения. Дикция. Упражнения для улучшения дикции.

Тема № 8 Улучшение голоса Разминки для лица и голоса. Эмоции в интонациях. Громкость, сила голоса. Игра голосом. Упражнения на улучшение голосовых качеств.

Тема № 9 Использование актерского мастерства в ораторском искусстве. Оратор как актер и режиссер своего выступления. Элементы актерства, необходимые для оратора. Упражнения на развитие элементарных актерских навыков. 

Тема № 10 Словесная импровизация Необходимость и полезность словесной импровизации. Убирание пауз-зависаний. Свободное выступление по схеме (плану). Энергетика в импровизации. Отступление от темы. Импровизация в беседе. Приемы словесной импровизации: ассоциации, вопросы для аудитории (риторические, направляющие, краткие), переходы по последнему слову, импровизация по маршруту, выдуманные истории, буриме. Упражнения по развитию словесной импровизации. 

Тема № 11 Создание уверенности оратора Причины страха перед аудиторией. Пути преодоления страха. Работа с дыханием. Заводящие жесты. Физическая активность. Эмоциональная зарядка. Заводящие фразы. Позитивные образы в мышлении. Самовнушение. Использование оригинальности. Упражнения по преодолению страха перед аудиторией и созданию уверенности оратора. 

Тема № 12 Невербальное воздействие Энергетика речи. Управление собственной энергетикой. «Адреналиновый барометр». Жестикуляция. Сила голоса. Эмоциональность. Обращенность к аудитории. Разнообразие в выступлении. Высокая, средняя и низкая энергетика. Упражнения на управление энергетикой. 

Тема № 13 Повседневные жанры, необходимые для оратора Рассказывание жизненных историй – схема, механизм, сюжет, выводы. Искусство тоста – схема, приемы украшения тоста, примеры. Упражнения по научению рассказывать жизненные истории и тосты. 

Тема № 14 Искусство общения с аудиторией Психологический настрой перед выступлением. Предварительное изучение особенностей аудиторией и использование в выступлении. Опора на позитивно настроенных слушателей – общение с ними. Работа с нейтрально настроенными слушателями. Нейтрализация т.н. негативно настроенных слушателей. Вопрос-ответ. Обыгрывание реальности. Импровизация. Шаблоны в общении с аудиторией. Шаблоны ответов на т.н. вредные вопросы. Упражнения на развитие навыков по управлению аудиторией. 

Тема № 15 Сущность и применение ораторского искусства Подведение итогов и проверка результатов занятий по пройденным темам. Финальная видеопрезентация (выступление учащегося перед видеокамерой). Анализ. Акцентирование на полученные результаты. Составление примерной программы самостоятельной работы учащегося в домашних условиях. Обзор преимуществ второй ступени ораторского искусства.